Выставка современных иконописцев России и Греции в галерее «Русский Афон»


8 августа в галерее "Русский Афон" Торгово-Выставочного центра "Кожевники", у метро "Павелецкая", открылась выставка лучших российских и греческих иконописцев, работающих в византийском стиле. Выставка проводится по благословению настоятеля Афонского подворья Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова Монастыря игумена Никона. В открытии выставки приняли участие игумен Никон, эксперт Министерства культуры РФ, ведущий научный сотрудник Музея им. А.Рублева Гнутова С.В., художники Чашкин А.И., Эйтенейер А.В., представители клира и художественной общественности.


Видео российского общественного православного телеканала "Спас" о выставке "BYZANTION": « Современные иконописцы России и Греции. Галерея "Русский Афон" »




 
BYZANTION - Современные иконописцы России и Греции BYZANTION - Современные иконописцы России и Греции BYZANTION - Современные иконописцы России и Греции BYZANTION - Современные иконописцы России и Греции BYZANTION - Современные иконописцы России и Греции BYZANTION - Современные иконописцы России и Греции BYZANTION - Современные иконописцы России и Греции BYZANTION - Современные иконописцы России и Греции BYZANTION - Современные иконописцы России и Греции
 


Пресс-релиз выставки:
Российские и греческие иконописцы являются продолжателями культурных традиций христианской Византийской Империи. Однако исторический опыт этих двух стран совершенно разный. Православные греки после падения Константинополя попали под пресс мусульманской Османской империи. Все, исповедующие православие, были обложены большими налогами и считались людьми второго сорта. Опытные иконописцы бежали из страны в христианские страны – Крит, Венецию, Сицилию, в Испанию (Эль Греко). Там произошло слияние византийских традиций иконописи с реалистическим стилем раннего Возрождения. А на территории современ ной Греции в это время иконы стали писать в основном простые люди, икона перестала быть произведением высокого искусства, а стала просто символом веры. Святые образы при этом писали на предметах быта, на досках и кусках дерева. Иконы вошли в быт греков и их художественному уровню уже не придавалось большого значения. В середине XIX века после освобождения от турецкого ига на волне подъема национальной гордости произошло возрождение византийских традиций иконописи для элит (см. икону 1861г.), однако массовые иконы остались основой иконописной культуры Греции.
В отличие от Греции, Русь после падения Константинополя восприняла себя, как преемницу Византии. Бурное развитие Московского царства после освобождения от монгольского ига, имперские амбиции и поддержка государства позволили сохранять и развивать традиции Византии в иконописи. В 17 веке царский изограф, реформатор Симон Ушаков развил новое течение в иконописи – «живоподобие» и это послужило началом отхода от традиций византийской иконописи. В конце 20 века началось возрождение православного искусства и многие художники обратились к иконе, как духовному источнику культуры нашей страны. Русские мастера смогли возродить и развить искусство византийской иконописи в рамках православного канона, привнеся в него свое видение и свой духовный и профессиональный опыт.

На выставке представлены работы ведущих мастеров России и Греции, работающих в Византийском стиле:

- Чашкин Александр Иванович. Родился в 1946 в Киргизии. Один из ведущих российских иконописцев и авторитетных мастеров с мировой славой. Награжден орденами: св. Владимира 3 степени, св. Нестора - летописца 1 степени, орденом Большого Европейского креста. Является членом Творческого Союза Художников России, академиком гуманитарного отделения Российской и Гановерской академии естественных наук. Учился иконописи у архимандрита Зинона (Теодора), который помог ему стать на духовную стезю и выбрать приоритетом византийскую традицию. Его стиль - это четкий рисунок, лаконизм и ясность композиций, звучность колорита. Особо выразительными являются его работы в технике пунктуализма. С конца 1980-х годов расписал множество храмов в России и за рубежом (в США, Украине, Сербии, и т.д.). Участник многих выставок в России и за рубежом.

- Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов в Суздале, известнейший российский иконописец. Родился в Москве в 1957 г. Окончил постановочный факультет школы-студии МХАТ по специальности художник сцены. Иконопись заинтересовала его сразу по окончании ВУЗа в 1978 г. До рукоположения в 1986 г. успел поработать в мастерских Московской Патриархии и Свято-Даниловом монастыре. Отец Андрей Давыдов один из немногих современных художников, работающих в живописной технике «энкаустика». Для него характерны черты раннего византийского искусства - контрастность разнообразных оттенков цвета, утрированность и некая бесконечность пропорций, укрупненность линий ликов, энергичность и экспрессия. Больше 20-ти лет он ведет теоретические и практические курсы иконографии в Италии, Голландии, Германии и США. Кроме того, отец Андрей Давыдов создал иконописную мастерскую в Суздале и постоянно участвует в разнообразных выставках России и многих странах мира.

- Эйтенейер Анатолий Вальтерович. Родился в 1949 г. Закончил Пензенское художественное училище. Прошел дорогу становления мастера – от художника авангарда, участника протестных выставок до признанного мастера иконописи, сделавшего много для возрождения и развития традиций византийской и древнерусской иконописи. Его работы находятся в коллекциях в России и за рубежом. В 1984 году состоялось знакомство художника с архимандритом Зиноном, эта встреча стала решающей для оставления светской живописи и посвящения себя иконописи. Первые работы сделаны Анатолием Вальтеровичем для Свято-Данилова монастыря в Москве. С тех пор его авторский стиль вобрал в себя византийскую и древнерусскую классику с их пластичностью и цветовыми решениями. Художник освоил и развил древнюю технику горячей и холодной энкаустики, используя при написании икон не только воск, но и редкие натуральные смолы.

- Павлос Евангелопулос. Родился в 1950г. в Западной Македонии в семье священника. Учился иконописи на Афоне в иконописной мастерской «Пахомеи», Кареас. Считается учеником и последователем Фотиса Контоглу, знаменитого греческого иконописца, много сделавшего для возрождения византийской культуры. Работает для музея Бенаки в Афинах и Византийского музея в Салониках. Его работы можно найти в Русском монастыре на Афоне. Павлос Евангелопулос наиболее полно представляет современный стиль греческих икон.

- Александр Каяс родился в 1956г. в Салониках, Греция. Член Союза художников и Палаты изобразительных искусств Греции. Еще в художественном училище он пробовал себя в импрессионизме и фовизме, но в конце концов пришел к духовной теме. Его многочисленные поездки на святую гору Афон и работа там позволили ему глубже понять глубину византийской иконы и фрески. По его словам, он хотел бы "продемонстрировать тесную связь людей и ангелов, святых и смертных в монастырях Афона". Его работы в технике фрески отличаются выразительностью, творческим развитием православного канона и не имеют себе равных.

- Мастерская «Иконотекники» - ведущая иконописная мастерская Греции, объединяющая многих иконописцев Аттики. Ее работы отличаются строгим следованием византийскому канону и стремлением сделать доступными работы лучших мастеров. Одними из первых в Греции мастера "Иконотекники" освоили каноническое тиражирование работ своих мастеров с помощью техники шелкографии по золоченому левкасу. Широко используют оформление икон в серебряные оклады, а также искусственное их старение. Являются эксклюзивными изготовителями икон для многих монастырей Греции, в том числе со св. горы Афон. Награждены грамотой Патриарха Алексия II.

- Мастерская «Византи» - ювелирная фирма из Афин, специализируещаяся на ювелирных крестах, панагиях и украшениях в византийском стиле. Их работы выполнены в традициях мелкой пластики средних веков. Гармоничное использование в своих работах золота, бриллиантов, изумрудов и рубинов позволяет им создавать работы, напоминающие об имперской роскоши Византии.


-------
Выставка проходит в галерее «Русский Афон» торгово-выставочного центра «Кожевники» по адресу:
м. «Павелецкая», ул. Кожевническая д.7 стр.1, первый этаж, левое крыло.
Справки по телефону: +7 (985) 767-67-66

Организатор: Выставочная компания «Ортодокс-Экспо», www.orthodox-expo.ru


// Выставочная компания «Ортодокс-Экспо»


« Все статьи »